Зонирование офисного пространства – это процесс разделения общей офисной площади на функциональные зоны, с целью:
- добиться максимального повышения производительности труда всех сотрудников компании;
- повысить общее положительное эмоциональное состояние у персонала компании и клиентов компании;
- создать комфортные условия для эффективного функционирования всего офиса, в целом, и отдельных его подразделений и отделов;
Как правило, офис можно разделить на две основные составляющие - это Front-office и Back-office.
В чем же заключается значение этих двух понятий?
Front - office – к этой части офисного пространства, можно отнести помещения и зоны, которые несут представительскую нагрузку, эти зоны офиса, обычно видят клиенты или партнеры компании. К таким зонам можно отнести: Кабинеты для руководителей высшего и среднего звена, Приемная зона (Reception), Переговорные или Конференц- зоны, Зоны ожидания, Лаунж-зоны для посетителей или Холлы. При формировании этих зон необходимо вдумчиво разработать дизайн, использовать в зонирование мебель среднего и высокого класса, учесть в интерьере корпоративные цвета или элементы с логотипами компании.
Back - office - это зоны офиса, обычно скрытые от внешних посетителей офиса – клиентов и партнеров, где как правило происходят оперативные рабочие процессы компании, к примеру к ним относятся: Отдел продаж, Call-центр, Логистика, IT-отдел, Финансовый отдел или Бухгалтерия, и т.д., а так же к этим зонам можно отнести- столовые или офисные кухни, зоны релаксации, отдыха и лаунж-зоны для сотрудников, гардеробные, серверные, архивы и системы хранения и т.д.
А теперь давайте кратко перечислим рекомендации по формированию определенных зон офиса.
Начнем с Приемной зоны (Reception), это ключевое место всего офиса, т.к. любой входящий в офис, в первую очередь попадает именно сюда и необходимо создать благоприятную атмосферу и впечатление у посетителя. Здесь должно быть удобно и комфортно, не что не должно портить первое впечатление. Поэтому нужно серьезно подойти к разработке и насыщению мебелью и предметами интерьера этой зоны. Ничего лишнего все лаконично и со вкусом, концепция общей эргономики и удобства. Возможны элементы с логотипом компании или корпоративные цвета компании в элементах интерьера.
Следующая важнейшая зона офиса- Переговорная или Конференц - зона – необходимо очень серьезно подойти к вопросу формирования этого помещения, т.к. в данном месте проходят все важнейшие переговоры и , как правило, подписываются контракты и заключаются сделки.
Это должно быть отдельное помещение, чтобы ничего не мешало или отвлекало от деловых всреч или важных переговоров. Мебель и кресла должны быть , как минимум среднего класса, а лучше что-то повыше уровнем. При необходимости, в переговорных столах должен быть внедрен различный кабель - менеджмент (розетки, мониторы, микрофоны) и прочая электрификация, это значительно сделает переговоры комфортными и создаст определенные положительные впечатления у клиентов или партнеров.
Переходим к Кабинету для руководителя, это так же, важнейшая зона офиса, которая определенно влияет на имидживые характеристики всей компании в целом. Кабинет руководителя, можно сказать , что это сердце всей компании, основа офиса, который призван отражать все те атрибуты и посылы, которые компания хочет заявить о себе, в глазах клиента или партнера. Необходимо разработать индивидуальный дизайн-проект этой зоны офиса, посетитель должен оценить не только сам интерьер кабинета и его удобство , но и самое важное, понять для себя, на сколько компания финансово стабильна и как прочно «стоит на ногах» и можно ли с ней иметь дело. Для формирования Кабинета руководителя, как правило, используется мебель бизнес или премиум класса, а так же обязательно современное техническое оснащение – кабель - менеджмент, интерактивные панели, мониторы и т.д. , не будут лишними и отдельные предметы декора и интерьера, в зависимости от выбранного мебельного стиля кабинета.
Теперь можно перейти к зонам Back-office, сюда можно отнести все рабочее пространство офиса, где происходят непосредственно , все рабочие процессы компании, рабочие места для сотрудников можно зонировать , либо по кабинетному типу- это отдельные помещения (офисы), для отделов и служб, либо свободная планировка так называемый - Open Space, где не предполагается несущих стен, а в основном зонирование осуществляется, с помощью мобильных перегородок, экранов или шкафов или систем для хранения документации. Вариант свободного размещения, серьезно экономит не только пространство , но и минимизирует расходы на саму офисную мебель, за счет использования модульной комплектации рабочих мест рабочими станциями, так называемыми Bench-системами, а системами хранения служат модульные шкафы-купе для документов, которые могут так же служить элементами зонирования на отделы и подразделения компании.
Остальные зоны, относящиеся к понятию Back-office, их список и назначение, как правило, сугубо индивидуален для каждой отдельной компании и завязан на функциональных задачах и предпочтении.